Главная » Файлы » Виховна робота » Розробки позакласних заходів

Инновационная деятельность как условие развития личности
14.02.2010, 20:13

За последние пятнадцать лет именно система воспитания претерпела самые большие изменения, которые коснулись целей, задач, содержания и педагогических технологий.

Поставив диктатуру личности ребенка  в центр школьного мироздания, многие руководители школ и педагоги, работающие творчески и в условиях унифицированной школы, органично вписались в новые образовательные процессы, направленные, прежде всего, на создание условий востребованности знаний, умений и навыков в реальной действительности, трансформацию знаний на практике, на умения самостоятельно добывать знания, оценивать явления жизни, выстраивать успешный личный маршрут развития личности.

Инновации, как убеждает наука и передовой педагогический опыт, имеют определенный цикл развития: зарождение идеи – принятие ее коллективом – целеполагание – разработка проекта инновационной идеи (определение нового содержания и новых технологий) – процесс реализации инноваций в школьной практике – педагогический мониторинг – качественные изменения «образа школы».

Педагогический коллектив, решивший работать в режиме развития, должен:

  • создать банк современных инноваций: новое содержание и новые технологии, индикаторы творческой среды образовательного учреждения, создание новых профессиональных объединений педагогов (кафедры, мастер – классы, педагогические студии);
  • определить отношение к инновациям, собрать альтернативные мнения, сформировать мотивацию педагогов;
  • оценить личностно – индивидуальную мотивацию каждого педагога: тип нервной деятельности, профессионализм, креативность, уровень тревожности и самооценки;
  • провести разъяснительную работу по осмыслению и осознанию каждым педагогом своего места в инновационном процессе;
  • составить аналитические программы по апробированию новых идей и подходов;
  • объективно оценить достигнутые результаты, установить причинно – следственные связи удач и ошибок, определить перспективы развития.

Работа в режиме развития  требует определенных условий:

  • достаточный уровень результативности работы образовательного учреждения: показатели работы, качество учебно – воспитательного процесса, рейтинг школы среди детей, родителей, в районе, республике;
  • хорошая учебно – материальная база по воспитанию, оснащенность современными информационными средствами;
  •  высокий уровень профессионализма педагогического коллектива;
  • готовность детей и родителей к восприятию нового;
  • микроклимат в школе, доброжелательная атмосфера, открытость школы как социального института.

Инновации в области воспитания зависят от высокого профессионализма педагогических кадров, их готовности работать современно; мотивационно – творческая направленность личности включает:

  • творческий интерес к инновациям в воспитательной работе;
  • сформированная потребность в личных достижениях;
  • стремление к профессиональному лидерству;
  • ожидание позитивной оценки;
  • создание ситуации успеха для коллег;
  • позитивное отношение к творчеству и творческим людям.

Решающим фактором внедрения инноваций является позиция руководителей школы и, прежде всего, заместителя директора по воспитательной работе.

Творческие возможности заместителя по воспитательной работе заключаются, на наш взгляд, в следующем:

  • знание и генерирование идей по проблемам инновационной деятельности;
  • независимость суждений на основе высокого профессионализма;
  • владение панорамой инноваций в образовании республики, района, школы;
  • способность преодолевать инерцию в деятельности педагогического коллектива;
  • способность к оценочным суждениям и к рефлексии.

Творческие возможности заместителя директора по воспитательной работе являются предпосылкой развития профессиональных способностей – управленческих, организаторских, аналитических, – необходимых в сфере инновационной деятельности:

  • способность к овладению методологией творческой деятельности;
  • владение методами экспериментальной работы;
  • создание авторских программ и проектов;
  • способность аккумулировать и использовать опыт творчески работающих классных руководителей и воспитателей;
  • способность к сотрудничеству с учеными и практиками;
  • умение разрешать творческие споры и конфликты.

В структуре инновационной деятельности по проблемам воспитания, как убеждает школьная практика, очень важны индивидуальные особенности личности заместителя директора:

  • общий кругозор, педагогическая культура, знание современной психолого – педагогической литературы;
  • креативность, творческий подход во всех делах и начинаниях;
  • постоянное обновление содержания воспитательной деятельности, педагогических технологий и управления процессом воспитания;
  • знание и использование национально – региональных особенностей в контексте воспитательной системы;
  • уверенность и ответственность за порученные дела;
  • способность к самоорганизации, прогностические способности, умение предвидеть и прогнозировать развитие инновационных процессов.

Инновациями в области воспитания могут быть:

  • Инновационные программы воспитания:
    • федеральные «Мой выбор», «Школа против насилия», «Растим патриотов»;
    • целевые программы «Здоровье», «Мое Отечество», «Моя семья», «Интеллект», «Культура».
  • Концепции воспитания с учетом нормативных документов, достижений психолого – педагогической науки, инновационного опыта, местных условий и возможностей.
  • Обновление содержания воспитания: экономическое образование, правовая культура, гражданское и патриотическое воспитание, предпрофильная подготовка, национальная духовная культура, личная профессиональная карьера, проектирование образовательной траектории.
  • Инновационные технологии воспитания:
  • национально – образовательные;
  • телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);
  • информационные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека);
  • нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);
  • социальное проектирование.

Инновации в области воспитания требуют высокого профессионализма учителя – творца.

Профессия учителя-воспитателя, на наш взгляд, все больше будет отходить от представлений урокодателя, исполнителя в сторону развития индивидуальной творческой личности детей. А таких учителей и сегодня немало в Татарстане.

Важнейшим качеством нового педагога становится неповторимый почерк, личная философская доктрина, стремление к самореализации. И в данном контексте сам учитель, воспитатель становится важнейшим инноватором.

Конечно, никогда не исчезнет изначальная функция педагога: развивать, учить и воспитывать детей. Но технология этого сложнейшего процесса будет ориентироваться на введение ребенка в мир Знания, Добра и Культуры. А сам ребенок – это всегда мир новизны, неожиданностей и уникальности. Именно так рассматривается личность в Концепции модернизации образования.

 

Категория: Розробки позакласних заходів | Добавил: ириска | Теги: анти рат, идео
Просмотров: 5351 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]