За последние пятнадцать лет именно система воспитания претерпела самые большие изменения, которые коснулись целей, задач, содержания и педагогических технологий.
Поставив диктатуру личности ребенка в центр школьного мироздания, многие руководители школ и педагоги, работающие творчески и в условиях унифицированной школы, органично вписались в новые образовательные процессы, направленные, прежде всего, на создание условий востребованности знаний, умений и навыков в реальной действительности, трансформацию знаний на практике, на умения самостоятельно добывать знания, оценивать явления жизни, выстраивать успешный личный маршрут развития личности.
Инновации, как убеждает наука и передовой педагогический опыт, имеют определенный цикл развития: зарождение идеи – принятие ее коллективом – целеполагание – разработка проекта инновационной идеи (определение нового содержания и новых технологий) – процесс реализации инноваций в школьной практике – педагогический мониторинг – качественные изменения «образа школы».
Педагогический коллектив, решивший работать в режиме развития, должен:
- создать банк современных инноваций: новое содержание и новые технологии, индикаторы творческой среды образовательного учреждения, создание новых профессиональных объединений педагогов (кафедры, мастер – классы, педагогические студии);
- определить отношение к инновациям, собрать альтернативные мнения, сформировать мотивацию педагогов;
- оценить личностно – индивидуальную мотивацию каждого педагога: тип нервной деятельности, профессионализм, креативность, уровень тревожности и самооценки;
- провести разъяснительную работу по осмыслению и осознанию каждым педагогом своего места в инновационном процессе;
- составить аналитические программы по апробированию новых идей и подходов;
- объективно оценить достигнутые результаты, установить причинно – следственные связи удач и ошибок, определить перспективы развития.
Работа в режиме развития требует определенных условий:
- достаточный уровень результативности работы образовательного учреждения: показатели работы, качество учебно – воспитательного процесса, рейтинг школы среди детей, родителей, в районе, республике;
- хорошая учебно – материальная база по воспитанию, оснащенность современными информационными средствами;
- высокий уровень профессионализма педагогического коллектива;
- готовность детей и родителей к восприятию нового;
- микроклимат в школе, доброжелательная атмосфера, открытость школы как социального института.
Инновации в области воспитания зависят от высокого профессионализма педагогических кадров, их готовности работать современно; мотивационно – творческая направленность личности включает:
- творческий интерес к инновациям в воспитательной работе;
- сформированная потребность в личных достижениях;
- стремление к профессиональному лидерству;
- ожидание позитивной оценки;
- создание ситуации успеха для коллег;
- позитивное отношение к творчеству и творческим людям.
Решающим фактором внедрения инноваций является позиция руководителей школы и, прежде всего, заместителя директора по воспитательной работе.
Творческие возможности заместителя по воспитательной работе заключаются, на наш взгляд, в следующем:
- знание и генерирование идей по проблемам инновационной деятельности;
- независимость суждений на основе высокого профессионализма;
- владение панорамой инноваций в образовании республики, района, школы;
- способность преодолевать инерцию в деятельности педагогического коллектива;
- способность к оценочным суждениям и к рефлексии.
Творческие возможности заместителя директора по воспитательной работе являются предпосылкой развития профессиональных способностей – управленческих, организаторских, аналитических, – необходимых в сфере инновационной деятельности:
- способность к овладению методологией творческой деятельности;
- владение методами экспериментальной работы;
- создание авторских программ и проектов;
- способность аккумулировать и использовать опыт творчески работающих классных руководителей и воспитателей;
- способность к сотрудничеству с учеными и практиками;
- умение разрешать творческие споры и конфликты.
В структуре инновационной деятельности по проблемам воспитания, как убеждает школьная практика, очень важны индивидуальные особенности личности заместителя директора:
- общий кругозор, педагогическая культура, знание современной психолого – педагогической литературы;
- креативность, творческий подход во всех делах и начинаниях;
- постоянное обновление содержания воспитательной деятельности, педагогических технологий и управления процессом воспитания;
- знание и использование национально – региональных особенностей в контексте воспитательной системы;
- уверенность и ответственность за порученные дела;
- способность к самоорганизации, прогностические способности, умение предвидеть и прогнозировать развитие инновационных процессов.
Инновациями в области воспитания могут быть:
- Инновационные программы воспитания:
- федеральные «Мой выбор», «Школа против насилия», «Растим патриотов»;
- целевые программы «Здоровье», «Мое Отечество», «Моя семья», «Интеллект», «Культура».
- Концепции воспитания с учетом нормативных документов, достижений психолого – педагогической науки, инновационного опыта, местных условий и возможностей.
- Обновление содержания воспитания: экономическое образование, правовая культура, гражданское и патриотическое воспитание, предпрофильная подготовка, национальная духовная культура, личная профессиональная карьера, проектирование образовательной траектории.
- Инновационные технологии воспитания:
- национально – образовательные;
- телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);
- информационные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека);
- нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);
- социальное проектирование.
Инновации в области воспитания требуют высокого профессионализма учителя – творца.
Профессия учителя-воспитателя, на наш взгляд, все больше будет отходить от представлений урокодателя, исполнителя в сторону развития индивидуальной творческой личности детей. А таких учителей и сегодня немало в Татарстане.
Важнейшим качеством нового педагога становится неповторимый почерк, личная философская доктрина, стремление к самореализации. И в данном контексте сам учитель, воспитатель становится важнейшим инноватором.
Конечно, никогда не исчезнет изначальная функция педагога: развивать, учить и воспитывать детей. Но технология этого сложнейшего процесса будет ориентироваться на введение ребенка в мир Знания, Добра и Культуры. А сам ребенок – это всегда мир новизны, неожиданностей и уникальности. Именно так рассматривается личность в Концепции модернизации образования.
|