Главная » Файлы » Виховна робота » Розробки позакласних заходів

Собираемся в путешествие - впереди у нас – 5 класс
20.03.2010, 19:30

Воспитательный час.

Адаптационное занятие « Собираемся в путешествие - впереди у на – 5 класс»

Цель: профилактика проблем адаптации в средней школе; формирование представлений о новом социальном статусе пятиклассника; прогнозирование своего будущего; снятие тревожности из-за перехода в среднюю школу.

Оборудование: маршрутный лист на каждого ученика, заготовки букв из цветной бумаги, выставка учебников для пятого класса, конверты с заранее подготовленными вопросами, карта « Государство – наша школа», стенд                           « Препятствия », плакат « Собери пословицу», заготовки отличий обучения в средней школе, магнитофон с записью  спокойной музыки, фотоаппарат.

Ход занятия.

1. Вступительная часть « Приглашение в путешествие»

Учитель: Добрый день, ребята! Нашу сегодняшнюю встречу мы начнем с песни « Школьный корабль».

 - Дети, с какими образами сравниваются в этой песни школа и ученики?

Дети: Школа  - корабль, ученики – моряки.

Учитель: Почему школа ассоциируется с кораблем:

Дети: Корабли путешествуют в невиданные края. Путешественники с их помощью открывают невиданные земли, а мы тоже путешествуем, но не морями и океанами, а   Страной Знаний.

Учитель: На сегодняшнем занятии нас ждет серьезная работа: мы начнем готовиться к будущему путешествию. Как вы думаете, куда мы отправимся?

Дети: В скором будущем, нас ждет обучение в 5 классе. Поэтому мы будем готовиться к этому путешествию.

Учитель: Чем лучше вы подготовитесь к путешествию. Тем удачней будет ваш путь. Для этого нужно решить, что мы возьмем с собой в дорогу, что сопровождает учеников 5-го класса, чтоб им было интересно и весело.

Каждому ученику выдается путевое письмо.

 - В это письмо мы будем записывать все, что нам понадобиться в дороге. Я попрошу заполнять его аккуратно и сберечь до начала обучения в пятом классе.

Самостоятельно запишите фамилию, имя, класс, а вот в графе маршрут пока ничего не записываем.

( дети заполняют)

А сейчас давайте выполним интересное задание: я читаю загадки, а вы записываете ответы в путевое письмо, но только не полный ответ, а первую букву. В конце у вас должно получиться 5 букв. Буквы записывайте в строчку под словом «маршрут». Если сомневаетесь, то записываете карандашом.

Например:

Всем одна давно знакома,

Ждет тихонько возле дома.

Ступишь только на порог,

Куда хочешь заведет.

Отгадали? Правильно – это дорога. Записываем букву «Д»

Начали:

1.Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам,

На одной таком листе,

Много разных новостей. ( Газета)

2. На странице букваря

Тридцать три богатыря,

Мудрецов богатырей

Знает каждый грамотей. ( Алфавит)

3. Черные птички

На каждой страничке,

Молчат, ожидают,

Кто их отгадает. ( Буквы)

4. Всему живому её дано одну ( Жизнь)

5. Что за чудо – синий дом

Ребятишек много в нем

Носит обувь из резины

И питается бензином. ( Автобус)

После проверки ответов на доске педагог прикрепляет буквы «г», «а», «б»,              «ж», «а»

Учитель: Сложите, пожалуйста, из этих букв слово и запишите его в путевое письмо.

У нас получилось слово « багаж». Вы знакомы с этим словом, что оно обозначает?

Дети: Вещи, которые собирают в дорогу.

Учитель: Давайте обратимся к словарю. Значит  «багаж» - это:

 - вещи, груз пассажиров упакованный для отправки, перевозки;

 - место, для хранения вещей;

 - запас знаний, ведомостей.

Учитель: А в каких детских стихотворения используется слово « багаж»?

Дети: Стихотворение С. Я. Маршака « Багаж»

( учитель читает стихотворение)

Учитель: В каком значении в этом стихотворении используется слово багаж?

Дети: Место для сохранения вещей и вещи пассажира, что находиться при нем.

Учитель: Сейчас я напомню вам ещё один стих, где используется слово «багаж». А вы  посчитаете предметы и определите значение слова «багаж» в этом стихотворении.

( учитель читает стихотворение)

Учитель: Скажите, какое значение слова «багаж» для нас самое важное?

Дети: Запас знание, умений и навыков.

2. Основная часть. « Готовимся к путешествию»

Учитель: Прежде чем мы начнем собирать свой багаж для 5-го класса, нужно иметь представление о том месте, куда мы собираемся отправиться.

Работа с картой – « Государство  - наша школа»

( карта на доске)

Учитель: Что собой представляет государство – школа?

Дети: Это три страны: Начальное звено, среднее звено и старшее звено. Каждая  страна имеет свои города – классы.

Учитель: Давайте определим на карте местонахождение 5-го класса.

Дети: 5-й класс находиться в среднее « среднее звено».

Учитель: А какие еще города расположены в среднем звене?

Дети: 5-й класс, 6-й класс, 7-й класс, 8-й класс.

Учитель: Сколько лет мы будем жить в этой стране?

Дети: Четыре года.

Запись в путеводном письме « Маршрут»

Начальное звено – 1-4 классы ( 4 года)

Среднее звено – 5-8 классы ( 4 года)

Учитель: Можно ли путешествовать странами, обминая некоторые города? Например: с 5-го класса – сразу в 7-й?

Физкультминутка

Мы в страну шагаем браво,

Мы науки познаем.

И налево, и направо,

И, конечно же, кругом.

Это – левая рука,

Это – правая рука,

Ох, наука нелегка!

Это – левая нога,

Это – правая нога,

Ох, наука нелегка!

Учитель: Мы с вами определили местонахождение 5-го класса.

Когда люди собираются в длительное путешествие, они предварительно собирают ведомости, узнают о возможных препятствиях, которые могут ожидать на пути. Сейчас мы с вами попробуем собрать информацию о стране « среднее звено».

Дети записывают в путевом письме

« Отличия обучения в среднем звене от начального звена».

Дети обсуждают и предлагают варианты  отличий. Коллективно обсуждаем и записываем в письмо.

В классе заранее  оформлена выставка учебников 5-х классов.

На отдельном стенде  - перечислении препятствий, которые ждут будущих пятиклассников.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на наш стенд. На нем записаны почти всё новое, с чем приодеться встретиться в 5-том классе. Что-то из этого нового станет для вас приятной неожиданностью, будет способствовать привыканию к новым условиям, обучения, что, наоборот, вызовет тревогу, непонимание и трудности. Назовем все необычное – препятствиями. Теперь давайте вместе обсудим, как преодолеть эту полосу препятствий.

Препятствие № 1. Новые предметы.

Учитель: Посмотрите внимательно, с какими предметами вы уже знакомы, а какие предметы вам совсем не знакомы.

Дети:

К доске по желанию выходит 3 ученика и получает конверт с вопросами.

1.  – Почему дети похожи на родителей?

2. – Что такое мораль?

3. – Что такое рекламный проект изделия?

Учитель: Дети кто может ответить на свой вопрос?

 - А ответ вы можете получить в 5-том классе.

Препятствие № 2. Учителя  - предметники.

Учитель: Я читаю у вас основные предметы, а знаете ли вы, какие учителя – предметники уже работают в нашем классе?

Дети: Учитель музыки, рисования, физкультуры, немецкого языка, народоведения.

Учитель: Правильно. В средней школе нет « основных » учителей, а есть только учителя предметники.

Препятствие № 3. Усложнение обучения.

Учителю в своем докладе нужно обратить внимание на то, что дети теперь становятся самостоятельными,  их ждут работа в библиотеке  дополнительной литературой, факультативы, много устных предметов и т.п. 

Если количество устных предметов увеличивается, то нужно владеть хорошей техникой чтения. Поэтому детям, у кого техника чтения низкая, есть время отработать ее.

Препятствие № 4. Новая комплектация классов.

Учитель: Человек развивается в среде, которая постоянно меняется. Поэтому нужно быть готовым к тому, что возможна перекомплектация классов, и вы окажетесь в новом коллективе.

Препятствие № 5. Новый статус.

Учитель: Статус пятиклассника имеет свои достоинства и недостатки.

Препятствие № 6. Кабинетная система.

Учителю следует предупредить детей о том. Что, переходя из кабинета в кабинет, детям нужно быть внимательными и осторожными.

Препятствие № 7. Дежурство.

Учитель: Чем отличается дежурство в начальной школе от дежурства в средней школе?

Дети: Будем сами мыть полы, которые в начальной школе мыли техработники.

Учитель: Значит, теперь тем, кто не умеет мыть полы, придётся научиться.

Препятствие № 8. Классный руководитель.

Учитель: Теперь классный руководитель не будет находиться с вами постоянно, как это было в начальной школе. Вам нужно привыкнуть к тому, что в средней школе вы сами будете обращаться к классному руководителю за помощью, советом.

Итог.

Начальная школа  - это период знакомства с учебной деятельностью, а средняя – взрослеющий этап обучения, овладение самостоятельными формами работы.

III. Заключительная часть « Подведение итогов»

Учитель: Пожалуйста, сложите из предложенных частей пословицы, и запишите их в маршрутное письмо.

Думает о будущем,

Тот облегчает себе жизнь

Кто сегодня.

Учитель: Что у вас получилось?

Дети: Кто сегодня думает о будущем, тот облегчает свою жизнь.

Учитель: Что означает эта пословица?

Релаксация.

Звучит спокойная медленная музыка.

Учитель: А теперь давайте немножко пофантазируем и заглянем в будущее.

Закройте глаза, сядьте удобно и попробуйте представить себе то, что я буду говорить.

Вы пришли первого сентября в школу в 5-й класс. Попробуйте представить, как вы выглядите, с кем общаетесь, чем занимаетесь. А теперь вы сидите на уроке.

Что происходит в классе.

Присмотритесь, кто из учителей ведет урок и о чем вас спрашивают, что требуют от вас. Способны ли вы выполнить те требования, какие от вас требуют учителя?

Попробуйте найти в школе такое место, где вы чувствовали себя хорошо, уютно и безопасно.

А теперь мы возвращаемся в четвертый класс. Я считаю до пяти, и на счет               « пять», вы медленно открываете глаза.

 - Расскажите, что вы смогли представить?

 - Все ли смогли представить себя пятиклассниками?

 - Коллективное обсуждение.

Итоги.

На сегодняшнем занятии мы получили первое представление о том, что ждет вас в пятом классе. 

Категория: Розробки позакласних заходів | Добавил: ириска | Теги: анти рат
Просмотров: 6065 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]