Главная » Файлы » Виховна робота » Розробки позакласних заходів |
20.03.2010, 19:30 | |
Воспитательный час. Адаптационное занятие « Собираемся в путешествие - впереди у на – 5 класс» Цель: профилактика проблем адаптации в средней школе; формирование представлений о новом социальном статусе пятиклассника; прогнозирование своего будущего; снятие тревожности из-за перехода в среднюю школу. Оборудование: маршрутный лист на каждого ученика, заготовки букв из цветной бумаги, выставка учебников для пятого класса, конверты с заранее подготовленными вопросами, карта « Государство – наша школа», стенд « Препятствия », плакат « Собери пословицу», заготовки отличий обучения в средней школе, магнитофон с записью спокойной музыки, фотоаппарат. Ход занятия. 1. Вступительная часть « Приглашение в путешествие» Учитель: Добрый день, ребята! Нашу сегодняшнюю встречу мы начнем с песни « Школьный корабль». - Дети, с какими образами сравниваются в этой песни школа и ученики? Дети: Школа - корабль, ученики – моряки. Учитель: Почему школа ассоциируется с кораблем: Дети: Корабли путешествуют в невиданные края. Путешественники с их помощью открывают невиданные земли, а мы тоже путешествуем, но не морями и океанами, а Страной Знаний. Учитель: На сегодняшнем занятии нас ждет серьезная работа: мы начнем готовиться к будущему путешествию. Как вы думаете, куда мы отправимся? Дети: В скором будущем, нас ждет обучение в 5 классе. Поэтому мы будем готовиться к этому путешествию. Учитель: Чем лучше вы подготовитесь к путешествию. Тем удачней будет ваш путь. Для этого нужно решить, что мы возьмем с собой в дорогу, что сопровождает учеников 5-го класса, чтоб им было интересно и весело. Каждому ученику выдается путевое письмо. - В это письмо мы будем записывать все, что нам понадобиться в дороге. Я попрошу заполнять его аккуратно и сберечь до начала обучения в пятом классе. Самостоятельно запишите фамилию, имя, класс, а вот в графе маршрут пока ничего не записываем. ( дети заполняют) А сейчас давайте выполним интересное задание: я читаю загадки, а вы записываете ответы в путевое письмо, но только не полный ответ, а первую букву. В конце у вас должно получиться 5 букв. Буквы записывайте в строчку под словом «маршрут». Если сомневаетесь, то записываете карандашом. Например: Всем одна давно знакома, Ждет тихонько возле дома. Ступишь только на порог, Куда хочешь заведет. Отгадали? Правильно – это дорога. Записываем букву «Д» Начали: 1.Лист бумаги по утрам На квартиру носят нам, На одной таком листе, Много разных новостей. ( Газета) 2. На странице букваря Тридцать три богатыря, Мудрецов богатырей Знает каждый грамотей. ( Алфавит) 3. Черные птички На каждой страничке, Молчат, ожидают, Кто их отгадает. ( Буквы) 4. Всему живому её дано одну ( Жизнь) 5. Что за чудо – синий дом Ребятишек много в нем Носит обувь из резины И питается бензином. ( Автобус) После проверки ответов на доске педагог прикрепляет буквы «г», «а», «б», «ж», «а» Учитель: Сложите, пожалуйста, из этих букв слово и запишите его в путевое письмо. У нас получилось слово « багаж». Вы знакомы с этим словом, что оно обозначает? Дети: Вещи, которые собирают в дорогу. Учитель: Давайте обратимся к словарю. Значит «багаж» - это: - вещи, груз пассажиров упакованный для отправки, перевозки; - место, для хранения вещей; - запас знаний, ведомостей. Учитель: А в каких детских стихотворения используется слово « багаж»? Дети: Стихотворение С. Я. Маршака « Багаж» ( учитель читает стихотворение) Учитель: В каком значении в этом стихотворении используется слово багаж? Дети: Место для сохранения вещей и вещи пассажира, что находиться при нем. Учитель: Сейчас я напомню вам ещё один стих, где используется слово «багаж». А вы посчитаете предметы и определите значение слова «багаж» в этом стихотворении. ( учитель читает стихотворение) Учитель: Скажите, какое значение слова «багаж» для нас самое важное? Дети: Запас знание, умений и навыков. 2. Основная часть. « Готовимся к путешествию» Учитель: Прежде чем мы начнем собирать свой багаж для 5-го класса, нужно иметь представление о том месте, куда мы собираемся отправиться. Работа с картой – « Государство - наша школа» ( карта на доске) Учитель: Что собой представляет государство – школа? Дети: Это три страны: Начальное звено, среднее звено и старшее звено. Каждая страна имеет свои города – классы. Учитель: Давайте определим на карте местонахождение 5-го класса. Дети: 5-й класс находиться в среднее « среднее звено». Учитель: А какие еще города расположены в среднем звене? Дети: 5-й класс, 6-й класс, 7-й класс, 8-й класс. Учитель: Сколько лет мы будем жить в этой стране? Дети: Четыре года. Запись в путеводном письме « Маршрут» Начальное звено – 1-4 классы ( 4 года) Среднее звено – 5-8 классы ( 4 года) Учитель: Можно ли путешествовать странами, обминая некоторые города? Например: с 5-го класса – сразу в 7-й? Физкультминутка Мы в страну шагаем браво, Мы науки познаем. И налево, и направо, И, конечно же, кругом. Это – левая рука, Это – правая рука, Ох, наука нелегка! Это – левая нога, Это – правая нога, Ох, наука нелегка! Учитель: Мы с вами определили местонахождение 5-го класса. Когда люди собираются в длительное путешествие, они предварительно собирают ведомости, узнают о возможных препятствиях, которые могут ожидать на пути. Сейчас мы с вами попробуем собрать информацию о стране « среднее звено». Дети записывают в путевом письме « Отличия обучения в среднем звене от начального звена». Дети обсуждают и предлагают варианты отличий. Коллективно обсуждаем и записываем в письмо. В классе заранее оформлена выставка учебников 5-х классов. На отдельном стенде - перечислении препятствий, которые ждут будущих пятиклассников. Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на наш стенд. На нем записаны почти всё новое, с чем приодеться встретиться в 5-том классе. Что-то из этого нового станет для вас приятной неожиданностью, будет способствовать привыканию к новым условиям, обучения, что, наоборот, вызовет тревогу, непонимание и трудности. Назовем все необычное – препятствиями. Теперь давайте вместе обсудим, как преодолеть эту полосу препятствий. Препятствие № 1. Новые предметы. Учитель: Посмотрите внимательно, с какими предметами вы уже знакомы, а какие предметы вам совсем не знакомы. Дети: К доске по желанию выходит 3 ученика и получает конверт с вопросами. 1. – Почему дети похожи на родителей? 2. – Что такое мораль? 3. – Что такое рекламный проект изделия? Учитель: Дети кто может ответить на свой вопрос? - А ответ вы можете получить в 5-том классе. Препятствие № 2. Учителя - предметники. Учитель: Я читаю у вас основные предметы, а знаете ли вы, какие учителя – предметники уже работают в нашем классе? Дети: Учитель музыки, рисования, физкультуры, немецкого языка, народоведения. Учитель: Правильно. В средней школе нет « основных » учителей, а есть только учителя предметники. Препятствие № 3. Усложнение обучения. Учителю в своем докладе нужно обратить внимание на то, что дети теперь становятся самостоятельными, их ждут работа в библиотеке дополнительной литературой, факультативы, много устных предметов и т.п. Если количество устных предметов увеличивается, то нужно владеть хорошей техникой чтения. Поэтому детям, у кого техника чтения низкая, есть время отработать ее. Препятствие № 4. Новая комплектация классов. Учитель: Человек развивается в среде, которая постоянно меняется. Поэтому нужно быть готовым к тому, что возможна перекомплектация классов, и вы окажетесь в новом коллективе. Препятствие № 5. Новый статус. Учитель: Статус пятиклассника имеет свои достоинства и недостатки. Препятствие № 6. Кабинетная система. Учителю следует предупредить детей о том. Что, переходя из кабинета в кабинет, детям нужно быть внимательными и осторожными. Препятствие № 7. Дежурство. Учитель: Чем отличается дежурство в начальной школе от дежурства в средней школе? Дети: Будем сами мыть полы, которые в начальной школе мыли техработники. Учитель: Значит, теперь тем, кто не умеет мыть полы, придётся научиться. Препятствие № 8. Классный руководитель. Учитель: Теперь классный руководитель не будет находиться с вами постоянно, как это было в начальной школе. Вам нужно привыкнуть к тому, что в средней школе вы сами будете обращаться к классному руководителю за помощью, советом. Итог. Начальная школа - это период знакомства с учебной деятельностью, а средняя – взрослеющий этап обучения, овладение самостоятельными формами работы. III. Заключительная часть « Подведение итогов» Учитель: Пожалуйста, сложите из предложенных частей пословицы, и запишите их в маршрутное письмо. Думает о будущем, Тот облегчает себе жизнь Кто сегодня. Учитель: Что у вас получилось? Дети: Кто сегодня думает о будущем, тот облегчает свою жизнь. Учитель: Что означает эта пословица? Релаксация. Звучит спокойная медленная музыка. Учитель: А теперь давайте немножко пофантазируем и заглянем в будущее. Закройте глаза, сядьте удобно и попробуйте представить себе то, что я буду говорить. Вы пришли первого сентября в школу в 5-й класс. Попробуйте представить, как вы выглядите, с кем общаетесь, чем занимаетесь. А теперь вы сидите на уроке. Что происходит в классе. Присмотритесь, кто из учителей ведет урок и о чем вас спрашивают, что требуют от вас. Способны ли вы выполнить те требования, какие от вас требуют учителя? Попробуйте найти в школе такое место, где вы чувствовали себя хорошо, уютно и безопасно. А теперь мы возвращаемся в четвертый класс. Я считаю до пяти, и на счет « пять», вы медленно открываете глаза. - Расскажите, что вы смогли представить? - Все ли смогли представить себя пятиклассниками? - Коллективное обсуждение. Итоги. На сегодняшнем занятии мы получили первое представление о том, что ждет вас в пятом классе. | |
Просмотров: 6065 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |