Главная » Файлы » Виховна робота » Навчання активу школи

" Я - лидер " ( продолжение)
01.02.2011, 21:18

Занятие № 4 «Мужество».

 

Цель занятия - обучение навыкам преодоления трудностей; развитие уверенности в себе.

 

1.Приветствие «Здравствуй, лидер!»

 

2.Упражнение-разминка «Японские машинки».

Сидя в кругу, рассчитаться от 0 до числа участников. «0» - ведущий хлопает ладонями по коленям, затем, щелкая пальцами правой руки, называет свой номер, щелкая пальцами левой руки - «включает» любого участника группы (например: 0-3). Третий продолжает вместе с ведущим, «включает» следующего участника группы. И так до вовлечения всех ребят.

 

3.Тест «Как я ориентируюсь в различных ситуациях» (см. Приложение 3).

 

4.Информирование: IV закон лидера – Лидер обладает мужеством.

Ребята, как вы думаете, что такое МУЖЕСТВО? Назовите синонимы к  этому понятию.

Мужество иначе называют смелостью, бесстрашием, отвагой, храбростью, уверенностью, силой. Существуют также другие синонимы: твердость характера, выдержка, стойкость, силу духа.

Мужеством можно назвать внутреннюю силу, присутствие духа перед лицом испытаний, решимость. В нем есть сила стойкости. Мужество вело первооткрывателей, оно заставляет инвалидов отказаться от сочувствия окружающих и пробудить в себе желание жить. Мужество вдохновляет человека смотреть в завтрашний день.

Истинное мужество – это слово, состоящее из всего 2 букв. Истинное мужество в том, чтобы говорить жизни «ДА», а не отступать перед лицом испытаний. Мужество – это не отсутствие страха, а умение его преодолевать.

Ребята, как вы думаете, почему лидер должен обладать мужеством? (Заслушиваются ответы ребят).

Лидерство зачастую представляет собой битву, а сражение требует мужества. Наличие мужества не означает отсутствие внутреннего страха. Проявлять мужество – значит поступать правильно, независимо от обстоятельств.

Вспомните те ситуации, когда вы возможно проявляли мужество.

 

5 Работа в группах.

Ребята разбиваются на микрогруппы. Задание: составить вербальный портрет уверенного, неуверенного  и самоуверенного человека. По окончанию выполнения задания проходит обсуждения.

 

6 Упражнение «Поводырь и ведомый».

Цель – выработка навыков уверенного поведения. Одному из участников (по желанию) завязывают глаза, ведущий является поводырем, проводит «слепого» по определенному пути с препятствиями.  Затем ребята обмениваются ролями. В конце упражнения проводится обсуждение.

 

7 Упражнение «Я лучше всех!»

Каждый участник должен пройти по кругу и сказать, глядя в глаза ребятам «Я лучше всех!».

 

8 Рефлексия.

 

Занятие № 5 «Скромность – достоинство королей»

 

Цель занятия - развитие самокритики, уверенности в себе

 

1.       Приветствие «Здравствуй, лидер!»

 

2.Упражнение-разминка «Японские бабочки».

Участник играет роль «тори»- это по-японски «птица». Все остальные – «бабочки». Тори стоит с закрытыми глазами и вытянутыми руками в центре круга. Его кисти раскрыты, ладони указывают вверх. Бабочки идут по кругу вокруг Тори. Бабочки останавливаются перед Тори и слегка касаются его ладоней. Тори пытается поймать руку этого игрока. Пойманная Бабочка становится в центр круга также как первая. Теперь участники дразнят двух Тори, а те пытаются поймать следующую Бабочку. Игра продолжается пока на свободе не останется одна Бабочка.

 

1. Информирование: V закон лидера- Лидер обладает скромностью.

Сообщение темы занятия. Беседа.

-                            Как вы понимаете понятие «скромность»?

-                            Как она проявляется в поведении человека?

-                            Нужна ли скромность людям, какова ее роль в жизни человека?

Чтение сказки Ф.Кривина «Почему светит Солнце». Обсуждение.

 На доске оформлен «волшебный треугольник»: лидер: команда - умеет слушать - умеет радоваться жизни (смех-это музыка души).

Лидер должен создать доброжелательность. Доброжелательная обстановка существует тогда, когда лидер ставит интересы команды выше своих интересов. Это эффективный лидер. Именной такой лидер проявляет высокую степень внимания потребностям и чувствам команды и поддерживает это внимание. Люди ценят в лидере заботу о них.

 Мы достигаем успеха с помощью других людей. Ничто не совершается без других. Секрет лидерства: проявлять дружелюбие, твердость, справедливость. Относитесь к другим так же, как если бы вы хотели, чтоб к вам относились.

 Эффективный лидер способен внушать веру в себя через внимание, уважение и справедливое отношение. Отсюда следует установление связи с командой.

 Тест: «Умеете ли вы слушать?» (см. Приложение № 4)

     Информирование. Лидер обязан уважать свою команду. Это проявляется в умении слушать членов команды. Если вы будете слушать лично, вы сможете откорректировать ситуацию, предупредив возникновение проблемы. Очень важно сконцентрироваться на том, что говорит ваш собеседник. Даже к плохим новостям нужно относиться спокойно. Поэтому поводу советы «как научиться слушать людей». Указываю на доску. Каждый читает один совет.

-          Задавайте вопросы

-          Смотрите ему в глаза

-          Обращайте внимание не только на речь, но и на слова, мимику, жесты

-          Убедитесь, понимаете ли вы, о чем говорит ваш собеседник

-          Не спешите с выводами

-          Дайте время собеседнику высказаться, даже если не согласны с ним

-          Быть доступным для людей

-          Посвящайте собеседнику свое внимание

Эффективный лидер должен уметь радоваться жизни и смеяться,    чтоб избавиться от накопившегося негативизма и напряжения. Помогать людям радоваться жизни – один из драгоценных даров.

Чтоб нахмуриться, проявить негативную эмоцию, необходимо задействовать 72 мышцы, чтоб улыбнуться- 14. Смех оказывает благотворное влияние на все органы человека, тонизирует их, расслабляет мышцы, положительно влияет на умственное и физическое здоровье, поэтому, когда человек нервничает, ему необходимо рассмеяться.

 -  Подумайте и скажите, по-вашему, что такое счастье? (ответы детей). Обсуждение.

На самом деле секрет счастья в том, чтоб вам нравилось то, что вы делаете.

Хотелось бы, чтоб счастье передавалось как грипп. Не ищите счастье – дарите его другим и оно вернется  к вам.

- Как вы думаете, почему у змеи такая длинная шея? (ответы детей). Чтение притчи. Обсуждение.

Вывод: нередко того, что выставляется на показ, как раз и нет на самом деле. Поэтому лучше ничего и не выставлять на показ. Ни силу свою, ни знание, ни умения- ничего не выставлять на показ. Иначе мы будем похожи на змею, которая выставляет на показ свою шею.

 

2. Упражнение «Горячий стул»

В центр класса ставится стул. По желанию кто-то садится на него. Остальные высказывают свое мнение об этом человеке, но обязательно должно быть что-то положительное о нем.

 

5.  Упражнение «Мои достоинства и недостатки»

Каждый участник пишет на листочке свои достоинства и недостатки.    По желанию дети зачитывают свои качества.

 

6.Упражнение «атомы-молекулы»

Представим себя атомами. Тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам. Атомы двигаются по комнате, пока тренер не назовет какое-либо число. Тогда все объединяются в молекулу из названного числа атомов. «Атомы» стоят в молекуле лицом друг к другу в кругу, касаясь предплечьями. В конце упражнения тренер называет число, равное количеству участников группы.

 

 7. Рефлексия

     

Занятие № 6:  Лидер – человек-действия

 

Цель занятия - формирование навыков принятия решений; развитие чувства социальной ответственности.

 

1.       Приветствие «Здравствуй, лидер!»

 

2.       Упражнение – разминка «Ходим».

Цель – активизация участников группы. Ребята свободно расходятся по комнате, им дается задание ходить как …

-              цапля;

-              медведь;

-              как будто по болоту;

-              по гололёду и т.п.

 

3. Информирование: VI закон лидера – Лидер умеет принимать решения.

 Подобно тому, как дом строится из многих кирпичей, так и наша жизнь строится из многих решений. Каждое из них складывает судьбу. (Демонстрируется рисунок – схема).

Мы являемся суммой всех отдельных решений, принятых нами в течение нашей жизни. Не принимать решения – значить решить ничего не предпринимать.

Люди, добившиеся успеха, склонны быстро принимать решения и редко их менять, в то время как неудачники склонны медлить с принятием решений и часто их менять. Зачастую эта медлительность является результатом недостатка энергии. Но каждый из нас обладает правом и властью принимать решения.

Эффективные лидеры обладают способностью находить элегантные, простые решения сложных проблем. Принимая решение по какой – либо проблеме, лидер несёт ответственность за результат. (Проводится работа в группах. Ребятам раздаются примеры рассуждений о лидерстве известных руководителей, проводится обсуждение).

Хороший лидер знает о существовании определённых правил, которым нужно следовать, чтобы принять правильное решение:

-              Необходимо внести ясность в рассматриваемый вопрос.

-              Сбор точной, достоверной информации в полном объёме по проблеме.

-              Обсуждение в своей команде, группе.

Лидер – человек действия. Чтобы стать таким, нужно овладеть искусством принятия решений. Ваша зрелость в качестве лидера растёт вместе с умением принимать ответственные решения. (Демонстрация схемы).

Истинные лидеры обладают мужеством действовать в ситуации, когда другие колеблются.

Необходимо, насколько это возможно, привлекать к принятию решений свою команду. Запрашивайте идеи, предложения, замечания прежде, чем принять важные решения. Это ведёт к приверженности общим интересам.

Если вы хотите, чтобы за вами шли другие, развивайте в себе качества решительного лидера.

 

4.Игра «Необитаемый остров».

Учащимся предлагается ситуация: в результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове с богатой растительностью и животным миром. Есть на острове, и ядовитые растения и хищные животные. Помощи ждать не от кого.

Игра начинается с распределения ролей: кто и что будет делать, за что отвечать, как будут приниматься решения, кто будет руководить жителями острова? Обращается внимание на распределение пищи и т.п. Разрабатывается нравственный кодекс. Предусматриваются санкции за нарушение правил.

После игры проводится её обсуждение, подчеркиваются положительные стороны общения, удачные способы принятия решений и др.

Цель игры – формирование навыков принятия конструктивных решений, развитие лидерских качеств.

 

5.Упражнение «Спиной к спине»

(способствует воодушевлению и расслаблению членов группы).

Участники делятся по парам и становятся спиной к спине, плотно прикасаясь, друг к другу. Ведущий дает различные задания: присели, погладили по голове друг друга, наклонились, повернулись вокруг.

 

6.Рефлексия.

 

Категория: Навчання активу школи | Добавил: ириска | Теги: посоветуй другу, найф
Просмотров: 3485 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]