Главная » Файлы » Виховна робота » Навчання активу школи |
01.02.2011, 21:18 | |
Занятие № 4 «Мужество». Цель занятия - обучение навыкам преодоления трудностей; развитие уверенности в себе. 1.Приветствие «Здравствуй, лидер!» 2.Упражнение-разминка «Японские машинки». Сидя в кругу, рассчитаться от 0 до числа участников. «0» - ведущий хлопает ладонями по коленям, затем, щелкая пальцами правой руки, называет свой номер, щелкая пальцами левой руки - «включает» любого участника группы (например: 0-3). Третий продолжает вместе с ведущим, «включает» следующего участника группы. И так до вовлечения всех ребят. 3.Тест «Как я ориентируюсь в различных ситуациях» (см. Приложение 3). 4.Информирование: IV закон лидера – Лидер обладает мужеством. Ребята, как вы думаете, что такое МУЖЕСТВО? Назовите синонимы к этому понятию. Мужество иначе называют смелостью, бесстрашием, отвагой, храбростью, уверенностью, силой. Существуют также другие синонимы: твердость характера, выдержка, стойкость, силу духа. Мужеством можно назвать внутреннюю силу, присутствие духа перед лицом испытаний, решимость. В нем есть сила стойкости. Мужество вело первооткрывателей, оно заставляет инвалидов отказаться от сочувствия окружающих и пробудить в себе желание жить. Мужество вдохновляет человека смотреть в завтрашний день. Истинное мужество – это слово, состоящее из всего 2 букв. Истинное мужество в том, чтобы говорить жизни «ДА», а не отступать перед лицом испытаний. Мужество – это не отсутствие страха, а умение его преодолевать. Ребята, как вы думаете, почему лидер должен обладать мужеством? (Заслушиваются ответы ребят). Лидерство зачастую представляет собой битву, а сражение требует мужества. Наличие мужества не означает отсутствие внутреннего страха. Проявлять мужество – значит поступать правильно, независимо от обстоятельств. Вспомните те ситуации, когда вы возможно проявляли мужество. 5 Работа в группах. Ребята разбиваются на микрогруппы. Задание: составить вербальный портрет уверенного, неуверенного и самоуверенного человека. По окончанию выполнения задания проходит обсуждения. 6 Упражнение «Поводырь и ведомый». Цель – выработка навыков уверенного поведения. Одному из участников (по желанию) завязывают глаза, ведущий является поводырем, проводит «слепого» по определенному пути с препятствиями. Затем ребята обмениваются ролями. В конце упражнения проводится обсуждение. 7 Упражнение «Я лучше всех!» Каждый участник должен пройти по кругу и сказать, глядя в глаза ребятам «Я лучше всех!». 8 Рефлексия. Занятие № 5 «Скромность – достоинство королей» Цель занятия - развитие самокритики, уверенности в себе 1. Приветствие «Здравствуй, лидер!» 2.Упражнение-разминка «Японские бабочки». Участник играет роль «тори»- это по-японски «птица». Все остальные – «бабочки». Тори стоит с закрытыми глазами и вытянутыми руками в центре круга. Его кисти раскрыты, ладони указывают вверх. Бабочки идут по кругу вокруг Тори. Бабочки останавливаются перед Тори и слегка касаются его ладоней. Тори пытается поймать руку этого игрока. Пойманная Бабочка становится в центр круга также как первая. Теперь участники дразнят двух Тори, а те пытаются поймать следующую Бабочку. Игра продолжается пока на свободе не останется одна Бабочка. 1. Информирование: V закон лидера- Лидер обладает скромностью. Сообщение темы занятия. Беседа. - Как вы понимаете понятие «скромность»? - Как она проявляется в поведении человека? - Нужна ли скромность людям, какова ее роль в жизни человека? Чтение сказки Ф.Кривина «Почему светит Солнце». Обсуждение. На доске оформлен «волшебный треугольник»: лидер: команда - умеет слушать - умеет радоваться жизни (смех-это музыка души). Лидер должен создать доброжелательность. Доброжелательная обстановка существует тогда, когда лидер ставит интересы команды выше своих интересов. Это эффективный лидер. Именной такой лидер проявляет высокую степень внимания потребностям и чувствам команды и поддерживает это внимание. Люди ценят в лидере заботу о них. Мы достигаем успеха с помощью других людей. Ничто не совершается без других. Секрет лидерства: проявлять дружелюбие, твердость, справедливость. Относитесь к другим так же, как если бы вы хотели, чтоб к вам относились. Эффективный лидер способен внушать веру в себя через внимание, уважение и справедливое отношение. Отсюда следует установление связи с командой. Тест: «Умеете ли вы слушать?» (см. Приложение № 4) Информирование. Лидер обязан уважать свою команду. Это проявляется в умении слушать членов команды. Если вы будете слушать лично, вы сможете откорректировать ситуацию, предупредив возникновение проблемы. Очень важно сконцентрироваться на том, что говорит ваш собеседник. Даже к плохим новостям нужно относиться спокойно. Поэтому поводу советы «как научиться слушать людей». Указываю на доску. Каждый читает один совет. - Задавайте вопросы - Смотрите ему в глаза - Обращайте внимание не только на речь, но и на слова, мимику, жесты - Убедитесь, понимаете ли вы, о чем говорит ваш собеседник - Не спешите с выводами - Дайте время собеседнику высказаться, даже если не согласны с ним - Быть доступным для людей - Посвящайте собеседнику свое внимание Эффективный лидер должен уметь радоваться жизни и смеяться, чтоб избавиться от накопившегося негативизма и напряжения. Помогать людям радоваться жизни – один из драгоценных даров. Чтоб нахмуриться, проявить негативную эмоцию, необходимо задействовать 72 мышцы, чтоб улыбнуться- 14. Смех оказывает благотворное влияние на все органы человека, тонизирует их, расслабляет мышцы, положительно влияет на умственное и физическое здоровье, поэтому, когда человек нервничает, ему необходимо рассмеяться. - Подумайте и скажите, по-вашему, что такое счастье? (ответы детей). Обсуждение. На самом деле секрет счастья в том, чтоб вам нравилось то, что вы делаете. Хотелось бы, чтоб счастье передавалось как грипп. Не ищите счастье – дарите его другим и оно вернется к вам. - Как вы думаете, почему у змеи такая длинная шея? (ответы детей). Чтение притчи. Обсуждение. Вывод: нередко того, что выставляется на показ, как раз и нет на самом деле. Поэтому лучше ничего и не выставлять на показ. Ни силу свою, ни знание, ни умения- ничего не выставлять на показ. Иначе мы будем похожи на змею, которая выставляет на показ свою шею. 2. Упражнение «Горячий стул» В центр класса ставится стул. По желанию кто-то садится на него. Остальные высказывают свое мнение об этом человеке, но обязательно должно быть что-то положительное о нем. 5. Упражнение «Мои достоинства и недостатки» Каждый участник пишет на листочке свои достоинства и недостатки. По желанию дети зачитывают свои качества. 6.Упражнение «атомы-молекулы» Представим себя атомами. Тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам. Атомы двигаются по комнате, пока тренер не назовет какое-либо число. Тогда все объединяются в молекулу из названного числа атомов. «Атомы» стоят в молекуле лицом друг к другу в кругу, касаясь предплечьями. В конце упражнения тренер называет число, равное количеству участников группы. 7. Рефлексия Занятие № 6: Лидер – человек-действия Цель занятия - формирование навыков принятия решений; развитие чувства социальной ответственности. 1. Приветствие «Здравствуй, лидер!» 2. Упражнение – разминка «Ходим». Цель – активизация участников группы. Ребята свободно расходятся по комнате, им дается задание ходить как … - цапля; - медведь; - как будто по болоту; - по гололёду и т.п. 3. Информирование: VI закон лидера – Лидер умеет принимать решения. Подобно тому, как дом строится из многих кирпичей, так и наша жизнь строится из многих решений. Каждое из них складывает судьбу. (Демонстрируется рисунок – схема). Мы являемся суммой всех отдельных решений, принятых нами в течение нашей жизни. Не принимать решения – значить решить ничего не предпринимать. Люди, добившиеся успеха, склонны быстро принимать решения и редко их менять, в то время как неудачники склонны медлить с принятием решений и часто их менять. Зачастую эта медлительность является результатом недостатка энергии. Но каждый из нас обладает правом и властью принимать решения. Эффективные лидеры обладают способностью находить элегантные, простые решения сложных проблем. Принимая решение по какой – либо проблеме, лидер несёт ответственность за результат. (Проводится работа в группах. Ребятам раздаются примеры рассуждений о лидерстве известных руководителей, проводится обсуждение). Хороший лидер знает о существовании определённых правил, которым нужно следовать, чтобы принять правильное решение: - Необходимо внести ясность в рассматриваемый вопрос. - Сбор точной, достоверной информации в полном объёме по проблеме. - Обсуждение в своей команде, группе. Лидер – человек действия. Чтобы стать таким, нужно овладеть искусством принятия решений. Ваша зрелость в качестве лидера растёт вместе с умением принимать ответственные решения. (Демонстрация схемы). Истинные лидеры обладают мужеством действовать в ситуации, когда другие колеблются. Необходимо, насколько это возможно, привлекать к принятию решений свою команду. Запрашивайте идеи, предложения, замечания прежде, чем принять важные решения. Это ведёт к приверженности общим интересам. Если вы хотите, чтобы за вами шли другие, развивайте в себе качества решительного лидера. 4.Игра «Необитаемый остров». Учащимся предлагается ситуация: в результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове с богатой растительностью и животным миром. Есть на острове, и ядовитые растения и хищные животные. Помощи ждать не от кого. Игра начинается с распределения ролей: кто и что будет делать, за что отвечать, как будут приниматься решения, кто будет руководить жителями острова? Обращается внимание на распределение пищи и т.п. Разрабатывается нравственный кодекс. Предусматриваются санкции за нарушение правил. После игры проводится её обсуждение, подчеркиваются положительные стороны общения, удачные способы принятия решений и др. Цель игры – формирование навыков принятия конструктивных решений, развитие лидерских качеств. 5.Упражнение «Спиной к спине» (способствует воодушевлению и расслаблению членов группы). Участники делятся по парам и становятся спиной к спине, плотно прикасаясь, друг к другу. Ведущий дает различные задания: присели, погладили по голове друг друга, наклонились, повернулись вокруг. 6.Рефлексия. | |
Просмотров: 3485 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |