Главная » Файлы » Виховна робота » Навчання активу школи

" Я - лидер " ( продолжение)
01.02.2011, 21:19

 

Занятие № 7: «Лидер и его команда»

 

Цель занятия развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения и эффективного взаимодействия; развитие умения поддерживать дружеские отношения с окружающими.

 

1.Приветствие «Здравствуй, лидер!»

 

2.Упражнение-разминка «Шурум-бурум»

(развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства других)

«Сейчас мы будем учиться выражать различные чувства – позитивные, негативные, нейтральные. Мы будем передавать по кругу мячик, а вместе с ним- некоторое заданное в настоящий момент чувство. Выражать это чувство мы будем мимикой, жестами, интонациями и специальным словосочетанием. Например: «о-го-го» (удивление), «шурум-бурум» (злость), «мур-мур» (нежность), «э-э-эх» (разочарование), «ну-ну» (недовольство) и т.д.»

 

3.Информирование: VII закон лидера – Лидер умеет создать команду.

Понятие лидерства держится на трех китах:

ЛИДЕР                    КОМАНДА                      ДЕЛО, что составляет единое трио.

От лидера зависит главное – создание хорошей команды.

Лидер в переводе от англ. яз. означает вести за собой, возглавлять. Он показывает путь вперед, ведет за собой команду. Он – воплощенная демонстрация внутренней силы своей команды, силы своей идеи.

Чтобы достичь цели, необходимо умение лидера создать команду и увлечь людей конкретной идеей. Чувство власти и умение повлечь за собой людей – отличительная черта лидера. Лидер побеждает, только опираясь на помощь команды. Вспомните тех известных лидеров, чьи победы были достигнуты только благодаря команде (Наполеон, завоевавший Альпы; Суворов, захвативший крепость Измаил; Иисус с 12 учениками распространили христианство по всей римской империи).

Какова же идеальная команда?

Можно провести сравнение с игрой в карты: преимущества набора карт одной масти; или же спортивная команда: жесткое и четкое распределение всех ролей.

В команде необходим каждый ее член, точно так же как в сказке «Репка» без маленькой, слабенькой, незаметной мышки не был бы достигнут желаемый результат.

Проявляй заботу о команде.

 Когда Бог создал человека, он сказал: «Не хорошо быть человеку одному». Тем самым заложил в нас потребность иметь личные отношения, дружбу. Ведь разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается вдвое. 

Поощряй за малейшие достижения.

Успех команды лидер воспринимает как норму. Внушает каждому: «Ты способен на большее».

Принимай других такими, какие они есть.

Научитесь принимать других такими, каковы они на самом деле – со всеми их недостатками. Главный принцип лидера: перед ним все равны. Ребятам приводится яркий жизненный пример:

Во время корейской войны в одном из состоятельных домой раздался телефонный звонок. Женщина, поднявшая трубку, услышала голос собственного сына. На протяжении долгих месяцев на войне мать не получала от него никаких известий и сейчас была очень обрадована, услышав, что ее сын направляется домой.

- Мама, я только хотел сказать, что привезу с собой товарища. Его серьезно ранило, он потерял глаз, руку и ногу. Мне очень хотелось бы, чтобы он жил с нами.

- Разумеется, сынок, - ответила мать. – Похоже, что это храбрый и мужественный юноша. У нас найдется для него место на некоторое время.

-  Мама, ты не поняла меня. Я хотел бы, чтобы он остался жить с нами.

-  Хорошо, - уступила она. – Он может пожить у нас месяцев шесть.

-  Нет, мама. Я хочу, чтобы он остался с нами навсегда. Мы ему нужны. У него только один глаз, одна рука, одна нога. Он в очень плохом состоянии.

Тут мама потеряла терпение:

- Сын, ты не способен трезво оценить ситуацию. Ты слишком близко принимаешь это к сердцу, потому что побывал на войне. Этот парень будет обузой для тебя и доставит нам всем серьезные проблемы. Будь разумным человеком.

Неожиданно телефонная линия разъединилась. На следующий день родители получили от командования телеграмму, сообщавшую, что накануне вечером их сын покончил с собой, выбросился из окна многоэтажного отеля. Неделю спустя в родительский дом прибыл гроб. С невыразимой печалью они смотрели на тело своего одноглазого, однорукого и одноногого сына.

Если вы принимаете людей лишь на опреленных условиях, это их убивает.

 Успех дела, хорошие отношения в команде зависят и от способностей самого лидера: Держи свое слово, Советуйся с другими (тогда люди будут следовать твоим распоряжениям), «Все под контролем» (лидер должен сохранять спокойствие, чтоб команда чувствовала защиту).

Отсюда вытекает VII закон лидера – Лидер должен уметь создавать команду.

 

4.Игра «Воздушный шар»

(развитие умения коллективного принятия решений, социометрия)

Ребятам предлагается представить, что все они летят на воздушном шаре, который неожиданно начинает терпеть крушение. Для спасения необходимо постепенно выбрасывать вещи, чтобы долететь до острова. Важное условие: выбор по очередности выбрасывания вещей осуществляется сообща, при согласии всех членов команды. Время на спасение – 20 минут.

Список вещей:

Золото, драгоценности 100гр.

Котлы, миски, кружки, ложки 1 кг.

Ракетница с сигнальными ракетами 5 кг.

Полезные книги про все 12 кг.

Консервы 10 кг.

Топоры, ножи, лопаты 15 кг.

Питьевая вода 10 л.

Аптечка 3 кг.

Винтовка с запасом патронов 10 кг.

Шоколад 7 кг.

Очень большая собака 50 кг.

Рыболовные снасти 0,5 кг.

Мыло, шампунь, зеркало 2кг.

Теплая одежда и спальники 50 кг.

Соль, сахар, витамины 4 кг.

Канаты, веревки 10 кг.

Спирт 10 л.

В дополнение можно продолжить данную игру, обозначив задание – выбрать по очередность выпрыгивания членов команды с целью предотвращения катастрофы.

 

5.Упр. «Умей сказать «нет»

(развитие навыков настаивания на своем, умения сказать «нет»)

Подросток должен, аргументировано отстаивать свое мнение при групповом давлении, не соглашаться на уговоры, предложения остальных ребят. Ситуации: попробовать наркотик, выпить за встречу,  пойти на дискотеку перед экзаменами и т.д.

 

6.Упр. «Связующая нить»  (сплочение коллектива)

С помощью клубка ниток и называния положительных качеств друг друга в кругу, между ребятами образуется «паутина», разматывание которой происходит с помощью пожеланий.

 

7.Рефлексия.

 

Занятие № 8 «Лидер и доверие»

 

Цель занятия – развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения и эффективного взаимодействия. Развитие умения поддерживать дружеские отношения с окружающими.

 

       1.         Приветствие.

 Называя по имени, к кому обращаемся, произносим фразу: «Здравствуй, лидер!»

 

 

       2.         Упражнение-разминка «Фью-фью»

Ведущий называет имя участника. По бокам сидящие подносят ближайшую руку от названного к своему уху, машут и говорят «фью», названный так делает двумя руками и говорит «фью-фью» и называет следующего игрока. Темп ускоряется.

 

       3.         Информирование.  Название закона – Лидер должен быть в доверии.

Лидер должен знать не только куда направляется, но и эффективно работать с людьми. Для этого он должен обладать сердечностью, энтузиазмом, воспринимать интересы и потребности других. Поэтому  лидеру необходимо быть в доверии.

- Как приобрести доверие? Что значит быть в доверии? (ответы детей)

 Для этого лидер должен помогать людям достичь успеха. Делать все для своей команды, чтоб достичь цель. На больших предприятиях это образование и профессиональная подготовка.

- Как вы можете помочь членам своей команды, как командир? (ответы детей)

Лидер должен доверять сам надежным людям. Для общего успеха      необходимо взаимное доверие. Человек чувствует свою значимость, если ему доверяют конфиденциальную информацию.

Признавать заслуги любого члена и гордиться достижениями всей команды в целом. Необходимы поощрения, ободрения, отдавать должное успехам всех сотрудников.

 Лидер должен уметь держать свое слово. Выполнять обещания.   Иначе не будет никакого доверия со стороны окружающих.

Лидер должен быть терпеливым. Вы работаете с людьми, а люди все разные, каждый человек- индивидуальность. Поэтому нельзя «ставить крест» на человеке, пока не исчерпаете все возможности для улучшения отношений с ним.

Лидер должен изучать людей и понимать их.

- Для чего это нужно? (ответы детей)

     Лидеру это необходимо, чтоб знать способности каждого члена команды, тогда лидер сможет распределять поручения исходя из возможностей и способностей каждого члена команды. Это поможет ему быть уверенным в правильности выполнения задания.

Лидер должен уметь вдохновлять других. От того, насколько хорошо выполняет команда свои функции, зависит его успех.

     По ходу объяснения на доске оформляется силуэт человека.

     Вывод: Команда, добивающаяся успеха, функционирует как единый организм. Успех лидера зависит от успеха команды.

     Чтение фрагментов из наблюдений Свиндолла.

       «Гуси, ведущие стаю, сменяют друг друга. Когда устает один из них, он меняется местами с тем гусем, который летит на одном из флангов стаи.

         Когда один гусь заболевает или получает ранение, вместе с ним стаю покидают два других гуся, которые сопровождают его, чтоб обеспечить ему помощь и защиту. Они остаются с ним до тех пор, пока он не сможет лететь вновь.

         Гуси в стае издают характерный гусиный крик. Тем самым они дают знать остальным, что по-прежнему следуют за стаей и с ними все в порядке. Это крик привлекает внимание лидирующих гусей».

         Успех лидера зависит также от его стиля руководства. Мы с вами познакомимся с тремя видами:

       1.         Стиль, при котором царит жесткость во всем: дисциплине, контроле. Здесь единовластие и директивное управление – авторитарный стиль управления.

       2.         Стиль, при котором вовлекается команда в совместную деятельность, стремление к коллективному управлению. При котором царит взаимопонимание и дружеские отношения- демократический стиль руководства.

       3.         Стиль, при котором отстраненность от управления, дело пущено на самотек, свобода действий у подчиненных –попустительский стиль руководства.

Задание: определить к какому стилю какая эмоция подходит (на доске изображения эмоций по видам стилей руководства)

 

 

       4.         Работа в группах.

Группы выбирают для работы один из видов стиля руководства. Необходимо написать положительные стороны выбранного стиля.

 

       5.         Мозговой штурм.

Что нужно делать, чтоб поменять авторитарный стиль руководства на демократический?

Каждый высказывает свое мнение. Все предложенные варианты записываются на большом листе ватмана и отбираются наиболее приемлемые.

 

       6.         Упражнение «Травинка»

Все участники встают в круг, плотно прижавшись друг к другу. Любой из участников, по желанию встает в центр и покачивается в разные стороны. Группа придерживает его руками. Так продолжается 1-2 минуты. После этого о рассказывает о своих чувствах.

 

       7.         Рефлексия.

 

Занятие № 9 «Ключи к успеху»

 

Цель занятия -  стимулирование самомотивации, стремления к самосовершенствованию.

 

       1.         Приветствие «Здравствуй, лидер!».

 

       2.         Упражнение – разминка «Слон-пальма-крокодил».

Участники встают в круг. Ведущий называет одно из слов (слон, пальма крокодил) и при этом называет кого – либо из ребят. Тот, кого назвали при помощи соседних ребят изображает то, что назвали (Слон – участник левой рукой берёт себя за нос, а правую руку просовывает через левую; соседние ребята изображают уши. Пальма – руками делает корни, а соседи изображают ветви. Крокодил – руками делает пасть, соседи изображают ветви.) Затем называет следующего участника и задаёт ему задание.

 

       3.         Информирование: IX  закон лидера – Лидер развивает в себе способности руководителя.

Каждый из нас хочет, чтобы его мечты сбывались. А вот, чтобы создать лучшую мечту, вы должны сами стать лучше.

Эффективные лидеры признают тот факт, что развитие способностей к руководству длится всю жизнь. Главное, что отличает успешных  лидеров, - это способность создавать и развивать свои умения. Заключение – лидеры непрерывно учатся.

Люди, достигшие успеха, отличаются самодисциплиной, которая позволяет им развивать в себе необходимые качества. Они никогда не останавливаются на достигнутом и не находятся в состоянии покоя. Развитие лидерских качеств – это процесс, который не имеет завершения.

Жизнь может измениться только в том случае, если человек изменится сам.

Каждый лидер создает свой собственный стиль. Развивая в себе качества руководителя, очень важно держать перед мысленным взором ваше видение перспективы, ваши цели и мечты. Люди, знающие, что они намереваются сделать в своей жизни, обладают особой притягательностью. Они излучают позитивную энергию и доброжелательность.

Советы относительно саморазвития:

- Сохраняйте уверенность.

               -Размышляйте о своих прежних успехах как основе будущих побед.

Пример: Бог предлагал израильтянам вспомнить, как Он приказал расступиться водам Красного моря, чтобы прибавить своему народу уверенности в том, что они получат Землю Обетованную.

- Лидеры развивают в себе творческий подход к проблема.

- Лидеры мотивируют себя к тому, чтобы осуществлять позитивные, ориентированные на достижение цели, действия.

- Лидеры способны управлять своим психическим состоянием. Не бойтесь просить помощи. Думайте о хорошем.

- Лидер умеет эффективно передавать информацию. Лидерами становятся те люди, которые умеют говорить с людьми. Работайте со своим стилем общения.

Слова являются инструментами, а чем больше у вас инструментов, тем лучше вы можете справиться с работой.

                                                                             Граф Найтингел

-         Ваш внешний вид должен быть вашей сильной стороной. Приведите себя в порядок. Внешний вид должен быть вашим преимуществом, а не помехой и источником неприятностей. Какое яблоко вы выберете в магазине – красивое или побитое? Люди всегда ищут лучшее.

-         Очень важно как себя ведет лидер. Ваше поведение говорит людям о том, контролируете ли вы ситуацию.

-    Настройтесь на успех.

Лидеры никогда не перестают учиться. Пример: Показательна история о женщине, которая работала учительницей 25 лет. Узнав о работе, которая открывала возможность служебного продвижения, она подала свою заявку. Но вместо неё наняли педагога, который преподавал только год. На её вопрос «Почему её не взяли?», директор ответил: «Мне жаль, но ваш профессиональный опыт не составляет 25 лет. Вы имеете опыт одного года работы, повторенный 25 раз». За время своей карьеры эта учительница никак не усовершенствовала свой опыт.

 

       4.         Задание – составление портрета лидера.

Участники сначала индивидуально составляют вербальный портрет лидера. Затем совместно в ходе обсуждения приходят к единому портрету.

 

       5.         Упражнение «Я-это-Я».

 Участники двигаются по кругу следующим образом, они топают сначала правой ногой, затем – левой, потом делают маленький прыжок. Эти движения сопровождают следующую фразу: Я (притопывают правой ногой) – ЭТО (притопывание левой ) ИМЯРЕК (подпрыгивание на месте). На выполнение задания дается 2 минуты.

 

       6.         Рефлексия.

Категория: Навчання активу школи | Добавил: ириска | Теги: посоветуй другу, найф
Просмотров: 7693 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]